Общество

Мой друг Александр Ельцов: как военный лётчик из Оби спас самолёт и его экипаж

Многие жители города Обь знают Александра Михайловича Ельцова как своего сослуживца и просто земляка. Но немногие знают о том, что ему приходилось бывать в различных ситуациях, из которых он с честью выходил, проявив при этом высокий профессионализм, решительность и героизм.


Интересную историю про одного из своих лучших друзей “Аэро-Сити” рассказал полковник запаса Александр Вартанов. Ранее Вартанов жил в Оби, но затем переехал в Санкт-Петербург.

Далее повествуем от лица полковника запаса.

«…На старой фотографии в газете
Сквозь времени желтеющий туман,
В давно ушедшем, отзвеневшем лете,
Смеётся беззаботно капитан…»

Это четверостишье из стихотворения, которое написал заслуженный военный лётчик Российской Федерации Александр Михайлович Ельцов, проживающий в городе Обь уже более пятидесяти лет.

Дружить мы начали с 1978 года, познакомившись на родительском собрании наших сыновей-первоклашек. Дружба продолжается до сих пор. Хотя прошло более 45 лет, а сыновьям – уже за пятьдесят. Правда, мы с супругой в 2006 г. переехали в Санкт-Петербург, но периодически перезваниваемся, поздравляем друг друга с различными праздниками.

Многие в Оби знают Александра Михайловича как своего сослуживца и просто земляка. Но немногие знают о том, что ему приходилось бывать в различных ситуациях, из которых он с честью выходил, проявив при этом высокий профессионализм, решительность и героизм.

Многолетняя дружба позволяет мне называть Александра Михайловича просто Михалыч. И сейчас, я хочу рассказать лишь о некоторых эпизодах его военной службы, чтобы вы ещё раз убедились, какие люди-герои живут рядом с вами.

В 1971 году лейтенант Александр Ельцов, после окончания Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков, был направлен для дальнейшего прохождения службы в 14-ю отдельную армию ПВО. В ей авиачастях он прослужил 27 лет и налетал на самолётах Як-18, Л-29, Ил-14, Ан-24, Ан-26, Ан-8, Ан-12 и вертолёте Ми-8 8 800 часов (в пересчёте на сутки – год) пройдя нелёгкий путь от лейтенанта до полковника.

В августе 1980 Михалыча назначили командиром авиационного поисково-спасательного отряда в системе Единой государственной авиационно-спасательной службы СССР с присвоением очередного воинского звания майор. Сначала на аэродроме Алыкель (Норильск), потом – на аэродроме Толмачёво.

Надо заметить, что 1980 г. был насыщенным различными событиями в служебной деятельности Михалыча. В январе составом экипажа Ан-12 обеспечил первую в истории посадку тяжёлых истребителей Ту-128 на грунтовую полосу аэродрома Остров Средний архипелага Северная Земля, выполнив доставку и эвакуацию передовой команды, разведку и доразведку погоды, ретрансляцию и поисково-спасательное обеспечение аэродромного манёвра.

За сухими словами «обеспечил посадку» кроются события, потребовавшие от капитана Ельцова высочайшего уровня мастерства и профессионализма, способности в считанные секунды принимать рискованные, но единственно правильные решения, обеспечив успешное выполнение сложной задачи.

В 1986 г. подполковник Александр Ельцов назначен старшим инспектором-лётчиком по транспортной и вертолётной авиации 14-й ОА ПВО. В этой должности он курировал авиачасти в Толмачёво, Норильске, Иркутске и Чите.

Я хочу рассказать читателям об одном из самых ярких эпизодов, которых было немало в службе лётчика. Не являясь авиаспециалистом, я попытаюсь доходчивым, понятным для гражданского человека языком, рассказать о том, что же произошло тогда.

18 октября 1988 в Норильске, на аэродроме Алыкель, Михалыч, в качестве лётчика-инструктора, выполнял задание по обучению командира корабля полётам ночью в сложных метеорологических условиях. В процессе взлёта, после отрыва от полосы, самолёт резко перешёл в набор высоты до 150 метров, а затем, также резко, начал снижаться, не реагируя на движения штурвала.

Управление рулём высоты отсутствовало. В кабине возникла критическая ситуация. «Всё, конец, падаем», – пронеслось в голове каждого из членов экипажа. Кто-то даже успел выкрикнуть эти слова, сознавая, что жить осталось секунды. И в это время в кабине раздался уверенный голос Михалыча:

«Спокойно, ребята! Триммер!»

Это был единственный верный вариант. Других – просто не существовало.

На хвостовом оперении самолёта, на рулях высоты, расположены две небольшие симметричные поверхности – триммеры. Они, как и руль высоты, могут управлять самолётом по высоте, только гораздо в меньшей степени, в зависимости от скорости полёта. Чем выше скорость, тем эффективнее воздействие триммеров на управление. Управляются триммеры из кабины с помощью «штурвальчиков», расположенных слева и справа от пилотов. Вот они и позволили предотвратить катастрофу. При снижении скорость увеличилась и, соответственно, эффективность триммеров – возросла. Когда до земли оставалось всего 30 метров, самолёт прекратил снижение и энергично перешёл в набор высоты. Воздушное судно и члены экипажа – были спасены.

После уборки шасси и закрылков и увеличения тяги двигателей, набор высоты продолжался. На высоте 2 000 метров в режиме горизонтального полёта борттехник обнаружил рассоединение тяги руля высоты. Это значило, что кто-то вытащил шплинт, свинтил гайку с болта, а сам болт от тряски выпал во время взлёта. Соединение на скорую руку было восстановлено, и экипаж – благополучно завершил полёт.

Спустя полгода в актовом зале штаба 14-й отдельной армии ПВО, командующий, зачитывая Указ о награждении лётчика–инспектора подполковника Ельцова, на некоторое время замолчал. Затем покачал головой и продолжил: «…За успехи в боевой и политической подготовке, наградить орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР, III степени».

То ли время было такое, то ли в более высоких инстанциях не решились признать диверсией тот случай в Норильске. К сожалению, этой банальной формулировкой в Указе был обесценен героический поступок Михалыча и всех членов экипажа. Ведь был спасён дорогостоящий самолёт и семь человеческих жизней!

В последствии, ни в одном официальном документе не был отражён этот случай, который мог привести к непоправимому, если бы не решительность и высочайший профессионализм экипажа. Только командующий авиацией ПВО генерал Андреев прислал Михалычу и каждому члену экипажа благодарственное письмо, в котором отметил, что все проявили мужество, выдержку и высокую выучку при серьёзном отказе системы управления самолётом.

Подобный случай имел место и на аэродроме Ступино в 1978 г. Тогда Ан-8 при взлёте также набрал высоту 150 м, затем снизился до 30 м, потом попытался перейти в набор высоты до 300 м. А после – резко стал снижаться вплоть до встречи с землёй. Весь экипаж погиб. Одним из тех, кто готовил самолёт к вылету, был как раз тот авиатехник, который спустя некоторое время после катастрофы перевёлся по службе в Норильск. В тот злополучный день, 18 октября 1988-го, он участвовал в подготовке к полёту Ан-12 на аэродроме Алыкель.

Эта диверсия долгое время расследовалась компетентными органами. Подозрения пали на указанного мной авиатехника. Но доказательства были косвенными и вину этого человека так и не доказали. И дело потихоньку «закрыли».

Ежегодно 18 октября Михалыч и члены спасённого экипажа поздравляют друг друга со вторым днём рождения. К сожалению, трое авиаторов уже ушли из жизни. Но живые – свято чтут традицию.

В 1994 г. Александр Михайлович удостоен звания «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации». Его он получил первым из военных лётчиков , проживающих в городе Обь. Награждал нашего земляка в Москве лично Главнокомандующий войсками ПВО генерал-полковник Виктор Прудников. Некоторые ветераны должны помнить его как начальника авиации Толмачёвской дивизии ПВО.

Ельцов уволился в запас по организационно-штатным мероприятиям. Но до сих пор активно участвует в различных мероприятиях, связанных с его многолетней службой в авиации.

Супруга Михалыча, Лидия Константиновна, проработала в Оби заведующей аптекой № 142 более 30 лет. Из них четыре года – директором местного филиала ГУП НСО «Фармация». Многие обчане хорошо знают эту скромную, отзывчивую и обаятельную женщину. В те годы горожане так и называли 142 –ю «Лидина аптека».

Читайте также:

Аэро-Сити

Последние новости

Капремонт завершили в неврологическом отделении Новосибирской областной больницы

Во время рабочей поездки замгубернатора региона Константин Хальзов посетил обновленное неврологическое отделение Новосибирской областной клинической…

22.12.2024

Более 30 школ отремонтировали капитально за три года в Новосибирской области

В регионе активно продолжается капитальный ремонт и модернизация школьных учреждений в рамках государственной программы РФ…

21.12.2024

Гигантские резервуары для воды вкопали в землю в Оби под Новосибирском

Их общая ёмкость — 150 кубометров. Данные резервуары необходимы для постоянной подачи воды от скважины…

21.12.2024

Новосибирские школьники смогут бесплатно ездить на общественном транспорте в период новогодних каникул

В Новосибирске школьники получат возможность бесплатно пользоваться муниципальным общественным транспортом.

20.12.2024

Премия для всех, кто трудится на благо народа, ожидает заявок из Новосибирской области

Вторая муниципальная премия «Служение» открыла регистрацию. Это своего рода профессиональный конкурс для муниципальных служащих, который…

20.12.2024

О пользе и вреде сладкого рассказала врач из Новосибирска Елена Ананьина

Напомним, 16-22 декабря – неделя популяризации здорового питания. О вредных и полезных сладостях поговорили с…

20.12.2024