Экология

Мусорные полигоны в Новосибирской области: как и за чей счет?

Предложения правительства о заключении концессионных соглашений по созданию и эксплуатации межрайонных комплексов – полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО) с мусоросортировочными линиями не получило единогласного одобрения депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.


Как сообщил на заседании комитета регионального парламента по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам министр ЖКХ и энергетики НСО Денис Архипов, в рамках концессионных соглашений планируется создать четыре межрайонных комплексов-полигонов со сроками строительства три года и сроками эксплуатации 25 лет. Объекты оснастят линиями сортировки и участками компостирования.

– Технология позволяет уменьшить объем размещаемых на участке органических отходов, что снижает концентрацию метана в теле полигона, снижая риски возгорания, а также позволяет получить технический компост,

– подчеркнул Архипов.

Зампредседателя комитета Вадим Агеенко напомнил депутатам эпопею с полигонами, начиная с 2018 года: «Тогда были цены одни, с 2019-го – инвесторы пришли – цены выросли в 4-4,5 раза. Эти в сравнении с ними выросли еще на 40%».

На территории Новосибирской области планируется строительство полигонов в Каргатском районе (мощностью 25 тысяч тонн в год, стоимостью 573,4 млн рублей без НДС), в Куйбышевском (60 тыс. тонн / 829 млн руб.), в Татарском (40 тыс. тонн / 629,9 млн руб.) и в Тогучинском (15 тыс. тонн / 467,7 млн руб.). Все объекты планируется оснастить линиями сортировки и участками компостирования.

Парламентарий сравнил эффективность затрат в расчете на 1 000 тонн ТКО каждого их четырех полигонов с соответствующими параметрами полигонов в поселках Верх-Тула и Раздольное:

«Здесь мы выходим на значительно большие цены. Сразу видно, что чем меньше мощность полигона, тем больше растут затраты. Это очень дорого. Чтобы инвесторы окупили свои затраты – предусмотрено значительное увеличение тарифов. По Татарскому району – в 15 раз. По Куйбышеву, Каргату и Тогучину – в 11 раз в сравнении с действующими».  

Вадим Агеенко напомнил и рекомендации профильного комитета, и совместного заседания строительного и бюджетного комитетов регионального парламента, где обсуждалась целесообразность и риски «концессионной кампании».

Замгубернатора Сергей Семка назвал обсуждение предложений по полигонам «предварительным шагом».

«Сначала сконцентрируемся на полигонах-гигантах: Левобережном и Правобережном. Вопрос – кто построит дешевле – частник или государство, чаще всего, конечно, получается за бюджетный счет, – признал вице-губернатор. – По этим предложениям продолжим работу, просчитаем финансовую модель. Это начальная цена, которая на конкурсе идет на понижение».

По информации министра Архипова, стоимость реализации проектов межрайонных полигонов ТКО рассчитана исходя из практики строительства подобных объектов в других регионах страны: «Она высокая, потому что постоянно ужесточаются требования к подобным объектам. Сейчас нужна изоляция в виде мембран, отвод фильтрата, очистные сооружения, отвод метана… Эта стоимость по рекомендации федерального оператора. Мы рассчитываем, что в ходе конкурса цена снизится. Интерес инвестора есть. Мы ищем, как снизить нагрузку на тариф. Новые формы федеральной поддержки таких объектов позволяют это делать. Пример – объект в Болотном, где 50% средств предусмотрели за счет федерального бюджета».

Предложения правительства вызвали сомнения и у других депутатов.

– Смотрю на объемы. 25-40-60 тыс. тонн ТКО в год. Это при том, что динамики прироста населения на этих территориях особо не предвидится. Не придем ли к тому, что объемов не будет?

– сомневается председатель комитета Олег Подойма.

Не уверен в положительном результате и депутат Дмитрий Козловский: «Полигон в Куйбышеве мощностью 40 тысяч тонн, а стоит 829 млн рублей. А если объемов мусора окажется недостаточно? В таких условиях опять будет прописана компенсация за счет облбюджета».

Парламентарий напомнил историю с двумя полигонами в окрестностях Новосибирска, которые так и не построила компания ВИС. Комитет принял решение вынести вопрос о заключении концессионных соглашений в отношении создания и эксплуатации межрайонных комплексов на рассмотрение сессии регионального парламента.

Есть мнение

Вадим Агеенко, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области:

Вадим Агеенко.
© Фото: ZSNSO.ru

«Минэкономразвития делало расчет по Каргату: стройка не окупится. Инвестор будет уходить в убыток даже при действующих ценах, придется из бюджета доплачивать. Мы предлагали мелкие объекты строить за бюджетные деньги. Я не буду поддерживать решение по этим объектам, потому что мы не найдем инвесторов – он не сможет окупить себя и просто не будет заходить на конкурс. Потеряем время. Объекты нужно строить, некоторые полигоны закрываются, выработали свой ресурс. Давайте построим за бюджетные деньги, но дешевле. Вопрос – как? За чей счет?»

Дмитрий Козловский, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области:

Дмитрий Козловский.
© Фото: ZSNSO.ru

«Мы считали, что бюджетные компенсации могли составить до 2-х млрд в год. И это на 25 лет. Наши внуки и правнуки платили бы концессионеру за то, что мусор не довозится. Мы всё больше и больше занимаемся раздельным сбором мусора, он уходит в переработку, а основные объёмы ТКО уменьшаются. Правительство говорит, что это всё учтено, и бюджет не пострадает. Но мы с трудом в это верим. А если не найдётся инвестор, будем из бюджета строить. Но опять уйдёт время…»

Ранее мы писали, что в марте жители города Оби получат два начисления за вывоз мусора. Однако поводов для беспокойства у горожан нет.

Елена Козина

Последние новости

Семьи Донбасса с детьми-инвалидами получат помощь от Александра Аксёненко и добровольцев «ZOV 54»

За минувшие три недели из Новосибирской области в зону СВО при поддержке депутата Госдумы из…

06.06.2025

Стихия обрушилась на Чистоозерный район: Большая Тохта пострадала от крупного града

5 июня 2025 года жители деревни Большая Тохта стали свидетелями редкого природного явления. Мощный град…

06.06.2025

Автобус между аэропортом Толмачёво и станцией Обь начнёт курсировать с 9 июня-2025

С 9 июня в Новосибирской области начнёт работу транспортный маршрут №4, который соединит железнодорожную станцию…

06.06.2025

Материально-техническая база для программы «Герои НовоСибири» готова к старту реализации проекта

Ход реализации в Новосибирской области проекта «Герои НовоСибири» и готовность соответствующей инфраструктуры проконтролировал заместитель Губернатора…

06.06.2025

В аэропорту Толмачёво провели учения по освобождению захваченного самолёта

В международном аэропорту Новосибирска имени А.И. Покрышкина прошли масштабные межведомственные учения. Специалисты отрабатывали действия на…

06.06.2025

«Россети Новосибирск» упрощают процедуру технологического присоединения для малого и среднего бизнеса

Уже несколько лет в компании «Россети Новосибирск» (АО «РЭС») предусмотрена возможность подачи заявок на технологическое…

06.06.2025