Общество

О детской зависимости от гаджетов и депрессии у ребенка рассказала психолог Лариса Суркова

Кандидат психологических наук, автор книг и блогер с миллионной аудиторией Лариса Суркова стала гостьей шоу «ОК на связи!» в социальной сети “Одноклассники”. В интервью она поделилась, почему дети рано взрослеют и как пандемия спровоцировала детскую депрессию.


Запись эфира доступна в официальной группе «ОК на связи!» в “Одноклассниках”.

Самые яркие моменты эфира – в нашем материале.

  • Про взросление и развитие детей

— [Про раннее взросление]: из-за чего это происходит?

— Есть несколько теорий раннего взросления, почему наступает так рано подростковый возраст. Первая теория — гормональная, она не имеет к психологии прямого отношения. Из-за того, что слишком много гормональных средств в жизни ребенка — и не только средств, это не только лекарства, но и пища наша. 

Вторая теория — так называемая информационная. Мы тем объемом информации, который выливаем на детей — так жизнь устроена, на самом деле, это не потому что это это хорошо или плохо, это факт — мы заставляем взрослеть их раньше. Раньше ребенок в три года, если мы посмотрим фотографии, например, 30-летней давности — это вообще, это кабачочки еще такие. Совершенно милейшие такие. 

Сейчас ребенок в три года — хорошо, если ему планшет в руки не попал, а то он уже и там сидит и все уже умеет и делает. Умеет списывать деньги в аккаунтах родителей на  маркетплейсах, там корзину пополнять. Все, что угодно, да. То есть в год у нас пульт от телевизора у детей, они разбираются с ним только. 

Наверное, это не плохо и не хорошо. У нас активные мамы — это здорово. Они рано выходят в люди после родов, они везде могут прийти с ребенком, посмотреть и кино, и в Третьяковскую галерею, и путешествовать — да куда угодно. Эта информация, мозг вынужден под нее подстраиваться.

© Фото: OK.ru

— Сейчас с года буквально-таки начинают <…> на развивашки отдавать. Как к этому относиться?

— На самом деле, раньше начинают гораздо заниматься, месяцев так с 5-6. Я всегда за — знаете почему: потому что это способ для мамы выйти из дома. Вот пусть она идет, общается с людьми…

— То есть это не развивашка для ребенка…

— Да оставьте ребенка в покое. Ему достаточно мамы — то, что она его гладит по головке, то, что она дает ему кастрюлю и поварешку. <…> Ребенку это действительно в удовольствие, потому что главные игрушки для него — это то, во что играет мама. Если мама этим играет, значит, мама молодец, ей интересно, мне тоже интересно. И если мама находит для себя возможность выйти из дома, пойти пообщаться с другими мамами, а ребенок в это время будет не поварешками дома стучать, а там Монтессори дергать пособия туда-сюда — да на здоровье, пусть оно так и будет, в любом возрасте. 

Но если это правда обучение, то необходимо сказать: «Остановитесь». Потому что ребенку это не нужно. Совершенно точно. Ему не надо, чтобы вы его учили пяти языкам до школы. Ему совершенно не надо — чему там у нас еще учат — ментальной арифметике, чтению. <…>  Не надо ему, на самом деле, читать раньше времени, считать раньше времени, ему ничего не надо.

Ему нужно адекватное развитие. Сейчас ввели несколько лет назад такое понятие — экологичное развитие. Наверное, оно правильно, если иметь ввиду, что экологичное — это то, что близко к истокам. То есть что это такое: мы идем по улице и говорим ему «листик зеленый», «это сосна», «это птичка — воробей», «это ворона», «это собака» и так далее. То есть ребенок это все в себя впитывает, активно пополняет свой словарный запас, потому что наша задача № 1 — это его крупная моторика, мелкая моторика и речевой запас. Мы должны, обязаны, наша святая родительская обязанность — заложить ему хороший словарный запас и позаботиться о его живой речи. 

К сожалению, объем гаджетов, мультиков, планшетов и всего того, что есть сейчас у детей в жизни, тормозит речь. Сейчас это бич, это боль психологов, нейропсихологов, логопедов, неврологов, психиатров. Потому что дети говорят крайне некачественно и поздно. И это происходит из-за обилия цифровых технологий в их жизни.

© Фото: OK.ru
  • Про зависимость от гаджетов и детскую депрессию

— [В связи с распространением гаджетов у детей] нас ждет какая-то эпидемия психологических отклонений и неровностей вообще по всему земному шару — потому что это не только в России, это везде такое?

— Эпидемия уже есть. Потому что, к сожалению, мы видим зависимости от гаджетов, и видим их очень рано. Это, на самом деле, ужасно. Потому что можно увидеть в кабинете — особенно мне часто такие истории рассказывают психиатры из моей команды, потому что для них каждый раз это шок — когда приводят ребенка, его даже приводят с телефоном. Вот его приводят, ему 6 лет. Для того, чтобы он просто зашел в кабинет к врачу, у него должен быть телефон. Он от него не отрывается. 

Как только у него пытаются его оторвать — он кричит. Как только его пытаются выключить — он кричит. Причем кричит — не просто кричит, это истерика, это самобичевание, это битье головой об стену, они себя царапают. То есть это ранее проявление тяжелейших форм зависимости от гаджета. Им гаджет становится в какой-то момент роднее взрослого человека, который рядом с ним. Он для них более информативен, он больше им дает информации. Они получают там положительную подпитку, потому что если это игра, ты выиграл — «Класс, я молодец», да. Или они получают там общение и друга, если это какой-то мультик.

Родители же — они все время, понимаете, пытаются прикрывать. Они говорят: «Вы знаете, у меня сын (родитель говорит) — а ему 5 лет — он может в телефоне пазл собрать из тысячи частей». Говоришь: «Классно, давайте». Кладешь перед ним из десяти — он ничего с ним не сделает. Десять частей. 

— Натуральные, не в телефоне. 

— Натуральные. Потому что все, да, здесь работает клиповое мышление. Совершенно другой способ восприятия информации. А когда нужно оторваться, потрогать руками, когда параллельно тебе не идет никакая озвучка, не сыпятся хлопочки, цветочки и так далее. То есть вот этого ничего нет. Оказывается, что, извините, у него моторика вообще там близка к нулю. Это обычно знаете когда происходит — вот это открытие. Когда они приходят, родители приводят ребенка на обязательную психологическую оценку перед школой. К счастью, это обязали делать. Это делается в государственных поликлиниках. 

Когда приводят ребенка — а там ничего. Он все, что может, он может только в телефоне. А в реальной жизни он ничего не может. Он прыгнуть не может. 

Ему говорят: «Малыш (уже не малыш, ему там 6 лет, но тем не менее). Малыш, подпрыгни на двух ногах». А у него просто: «Что это? Как подпрыгнуть? А на одной — как это? А мяч поймать одной рукой — в смысле, она только вот к этому привыкла». 

То есть крупная моторика вообще у ребенка не работает. Это выключено. А значит, не будет ничего дальше: никакого письма не будет, никакого восприятия информации, никакого сидения по 40 минут. Как ему высидеть-то — он не может сидеть, он не умеет этого делать, он не умеет своим телом управлять.

И вот здесь у родителей падают шоры такие с глаз. И они понимают, что как-то 6 лет жизни какие-то были непонятки. Дальше смешной момент происходит. Его приводят и говорят: «Полечите — я пока пойду кофе попью». И когда психолог говорит: «Так, подождите, так не будет». Потому что надо менять всю среду вокруг ребенка. Потому что если он привык, что ему дают телефон, мама с папой — в телефоне, все — в телефоне, происходит теплый и приятный семейный вечер, друг друга не видя. И мы хотим полечить ребенка, но мама с папой не собираются ничего менять в своей жизни — чуда не произойдет. Как он выключится? Всё. 

Придется менять сценарий развития жизни вашей семьи. Перечеркнуть все эти 6 лет, которые были до этого. Положить всем телефончики в сторонку. Начать с ребеночком говорить, бегать, прыгать, гулять, играть в настольные игры. Если вы хотите, чтобы в школе что-то там получалось — даже дело не в школе — если вы хотите вообще здорового психически и психологически ребенка.

© Фото: OK.ru

— То есть любая настольная игра намного круче скачанной программы?

—  Однозначно. Потому что настольная игра хотя бы подразумевает, что вы общаетесь с живым человеком в этот момент. 

— Ранние депрессии, которые сейчас, я слышал, поголовно ставят — чуть ли не с 10 лет детям ставят депрессию. Та проблема, о которой не подозревали буквально наши родители <…>, она тоже связана с этими гаджетами?

— Нет. К сожалению, стали ставить депрессии в COVID. Когда всех посадили дома, когда никто не знал, что будет впереди. Ребенок, он очень зависим от взрослых, которые рядом с ним.

— От эмоционального фона.

— Конечно. Родители для него — это обеспечение безопасности. Когда он подходит к маме и спрашивает: «Мама, а что у нас завтра, чем займемся, а какие у нас планы на выходные». А здесь мы впервые вообще в жизни все оказались в ситуации, когда ребенок подходит, а мама говорит: «А я не знаю». Потому что мы правда не знали, что будет завтра, вообще выйдем ли мы когда-то из дома, как мы будем жить. Родители не в состоянии были ответить ни на один вопрос своему ребенку про будущее. 

— И подсовывали гаджет.

— И подсовывали гаджеты или включали телевизоры. Или неважно даже, чем-то вот они занимались. Но они находились в дикой тревоге. Сами находились в дикой тревоге. 

Ребенку очень тяжело, когда у родителей и вообще у взрослых людей, которые их окружают, нет уверенности в происходящем. Потому что мы для них — гарант безопасности. 

В середине марта стартовал второй сезон шоу «ОКнутые люди» с популярным российским актёром Сергеем Буруновым. Всего запланировано восемь выпусков — они выходят еженедельно.

Аэро-Сити

Последние новости

Капремонт завершили в неврологическом отделении Новосибирской областной больницы

Во время рабочей поездки замгубернатора региона Константин Хальзов посетил обновленное неврологическое отделение Новосибирской областной клинической…

22.12.2024

Более 30 школ отремонтировали капитально за три года в Новосибирской области

В регионе активно продолжается капитальный ремонт и модернизация школьных учреждений в рамках государственной программы РФ…

21.12.2024

Гигантские резервуары для воды вкопали в землю в Оби под Новосибирском

Их общая ёмкость — 150 кубометров. Данные резервуары необходимы для постоянной подачи воды от скважины…

21.12.2024

Новосибирские школьники смогут бесплатно ездить на общественном транспорте в период новогодних каникул

В Новосибирске школьники получат возможность бесплатно пользоваться муниципальным общественным транспортом.

20.12.2024

Премия для всех, кто трудится на благо народа, ожидает заявок из Новосибирской области

Вторая муниципальная премия «Служение» открыла регистрацию. Это своего рода профессиональный конкурс для муниципальных служащих, который…

20.12.2024

О пользе и вреде сладкого рассказала врач из Новосибирска Елена Ананьина

Напомним, 16-22 декабря – неделя популяризации здорового питания. О вредных и полезных сладостях поговорили с…

20.12.2024