В рубрике «Знай свои права!» вместе с управлением Роспотребнадзора снова разбираемся что делать с некачественными товарами и недобросовестными продавцами.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТОВАР
«В конце сентября в Интернет – магазине я сделала предоплату 2 999 рублей, которые перевела на их единый кошелек. Товар обещали доставить в течение 5 дней, но до сих пор его так и не получила. На мои сообщения они не отвечают, что делать?»
- В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом (ч. 2 ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Вам следует обратиться к продавцу с претензией, а в случае ее неудовлетворения – в суд. Рекомендуем претензию направить по почте с уведомлением о вручении в адрес места нахождения Продавца.
ВОЛОСЫ В ЕДЕ
«Купила мясной полуфабрикат, а там чей-то волос. Могу ли я потребовать возмещение ущерба с изготовителя?»
- Данный факт указывает на продажу товара с недостатком (ненадлежащего качества). В этом случае, в силу п.п.1, 2, 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон), потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения убытков, причиненных в связи с продажей такого товара. Данное требование предъявляется продавцу (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю), изготовителю товара или уполномоченной им организации. В случае спора о возникновении причин происхождения недостатка в товаре, для доказательства нарушенного права, можно использовать свидетельские показания. Потребитель также вправе потребовать компенсации морального вреда (ст. 15 Закона).
ИМПОРТНАЯ-КРИВАЯ
«Купил партию дорогой импортной плитки, а она оказалась кривая – примерно на три миллиметра кривизна, использовать такую крайне трудно. Как мне доказать, что плитка не соответствует стандарту?»
- В силу ч. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон), товар не соответствующий установленным на него требованиям, признается товаром ненадлежащего качества (с недостатком). В случае возникновения спора о наличии и природе происхождения в товаре недостатков, Продавец обязан за свой счет по требованию потребителя провести экспертизу товара, если требование о его замене предъявлено в период действия гарантийного срока, установленного на товар. В противном случае экспертиза товара проводится за счет потребителя организацией, аккредитованной для этих целей, выбранной потребителем по своему усмотрению (например, СМТУ Росстандарт). При подтверждении недостатка в товаре, расходы по проведению экспертизы являются убытками, подлежащими возмещению потребителю (ч1ст. 18 Закона). В случае если потребитель не согласен с выводами эксперта, он вправе оспорить такое заключение в судебном порядке.
ПЛАТИТЬ ДВАЖДЫ НЕ НАДО
«Установили ламинированные двери, через два месяца (гарантия – 1 год) на них отклеилась местами пленка. Об этом я известила фирму, которая продала и устанавливала двери. Предложила поставить более качественные двери из ПХВ. В фирме сказали, что кроме разницы стоимости дверей, я должна буду заплатить и за их установку. Что же получается: если меняют по гарантии двери на такие же, я ни за что не плачу, а если для замены выбираю другие, то должна платить кроме разницы в цене, еще и за их установку – практически, платить дважды?»
- Если Продавцом (Исполнителем) были доставлены двери ненадлежащего качества (с недостатком), то в силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон), Продавец (Исполнитель) обязан по требованию потребителя произвести замену дверей аналогичных потребительских свойств либо дверей другого качества с соответствующим перерасчетом цены за товар, а также возместить убытки, причиненные, в связи с недостатком товара (в данном случае убытками являются денежные средства, уплаченные за установку некачественных дверей). В том случае, если причиной появления дефекта в товаре явилась некачественно выполненная работа (с недостатком), то защита нарушенного права подпадает под действие ст. 29 Закона, согласно которой, потребитель вправе предъявить Исполнителю одно из требований: о безвозмездном повторном выполнении работы; о соответствующем уменьшении цены выполненной работы; о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами. При этом потребитель также вправе требовать возмещения убытков причиненных, в связи с недостатками выполненной работы (в данном случае убытками являются денежные средства, уплаченные за товар).
По материалам Управления Роспотребнадзора
Больше о правах потребителей и том, как избежать неприятных ситуаций при покупке товаров читайте в рубрике «Знай свои права!» раздела «Скандал».