Мой друг Александр Ельцов: как военный лётчик из Оби спас самолёт и его экипаж
Военный лётчик Александр Михайлович Ельцов из города Обь. © Фото предоставлено полковником запаса Александром Вартановым

Многие жители города Обь знают Александра Михайловича Ельцова как своего сослуживца и просто земляка. Но немногие знают о том, что ему приходилось бывать в различных ситуациях, из которых он с честью выходил, проявив при этом высокий профессионализм, решительность и героизм.


Интересную историю про одного из своих лучших друзей “Аэро-Сити” рассказал полковник запаса Александр Вартанов. Ранее Вартанов жил в Оби, но затем переехал в Санкт-Петербург.

Далее повествуем от лица полковника запаса.

«…На старой фотографии в газете
Сквозь времени желтеющий туман,
В давно ушедшем, отзвеневшем лете,
Смеётся беззаботно капитан…»

Это четверостишье из стихотворения, которое написал заслуженный военный лётчик Российской Федерации Александр Михайлович Ельцов, проживающий в городе Обь уже более пятидесяти лет.

Дружить мы начали с 1978 года, познакомившись на родительском собрании наших сыновей-первоклашек. Дружба продолжается до сих пор. Хотя прошло более 45 лет, а сыновьям – уже за пятьдесят. Правда, мы с супругой в 2006 г. переехали в Санкт-Петербург, но периодически перезваниваемся, поздравляем друг друга с различными праздниками.

Многие в Оби знают Александра Михайловича как своего сослуживца и просто земляка. Но немногие знают о том, что ему приходилось бывать в различных ситуациях, из которых он с честью выходил, проявив при этом высокий профессионализм, решительность и героизм.

Многолетняя дружба позволяет мне называть Александра Михайловича просто Михалыч. И сейчас, я хочу рассказать лишь о некоторых эпизодах его военной службы, чтобы вы ещё раз убедились, какие люди-герои живут рядом с вами.

В 1971 году лейтенант Александр Ельцов, после окончания Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков, был направлен для дальнейшего прохождения службы в 14-ю отдельную армию ПВО. В ей авиачастях он прослужил 27 лет и налетал на самолётах Як-18, Л-29, Ил-14, Ан-24, Ан-26, Ан-8, Ан-12 и вертолёте Ми-8 8 800 часов (в пересчёте на сутки – год) пройдя нелёгкий путь от лейтенанта до полковника.

В августе 1980 Михалыча назначили командиром авиационного поисково-спасательного отряда в системе Единой государственной авиационно-спасательной службы СССР с присвоением очередного воинского звания майор. Сначала на аэродроме Алыкель (Норильск), потом – на аэродроме Толмачёво.

Надо заметить, что 1980 г. был насыщенным различными событиями в служебной деятельности Михалыча. В январе составом экипажа Ан-12 обеспечил первую в истории посадку тяжёлых истребителей Ту-128 на грунтовую полосу аэродрома Остров Средний архипелага Северная Земля, выполнив доставку и эвакуацию передовой команды, разведку и доразведку погоды, ретрансляцию и поисково-спасательное обеспечение аэродромного манёвра.

За сухими словами «обеспечил посадку» кроются события, потребовавшие от капитана Ельцова высочайшего уровня мастерства и профессионализма, способности в считанные секунды принимать рискованные, но единственно правильные решения, обеспечив успешное выполнение сложной задачи.

В 1986 г. подполковник Александр Ельцов назначен старшим инспектором-лётчиком по транспортной и вертолётной авиации 14-й ОА ПВО. В этой должности он курировал авиачасти в Толмачёво, Норильске, Иркутске и Чите.

Я хочу рассказать читателям об одном из самых ярких эпизодов, которых было немало в службе лётчика. Не являясь авиаспециалистом, я попытаюсь доходчивым, понятным для гражданского человека языком, рассказать о том, что же произошло тогда.

18 октября 1988 в Норильске, на аэродроме Алыкель, Михалыч, в качестве лётчика-инструктора, выполнял задание по обучению командира корабля полётам ночью в сложных метеорологических условиях. В процессе взлёта, после отрыва от полосы, самолёт резко перешёл в набор высоты до 150 метров, а затем, также резко, начал снижаться, не реагируя на движения штурвала.

Управление рулём высоты отсутствовало. В кабине возникла критическая ситуация. «Всё, конец, падаем», – пронеслось в голове каждого из членов экипажа. Кто-то даже успел выкрикнуть эти слова, сознавая, что жить осталось секунды. И в это время в кабине раздался уверенный голос Михалыча:

«Спокойно, ребята! Триммер!»

Это был единственный верный вариант. Других – просто не существовало.

На хвостовом оперении самолёта, на рулях высоты, расположены две небольшие симметричные поверхности – триммеры. Они, как и руль высоты, могут управлять самолётом по высоте, только гораздо в меньшей степени, в зависимости от скорости полёта. Чем выше скорость, тем эффективнее воздействие триммеров на управление. Управляются триммеры из кабины с помощью «штурвальчиков», расположенных слева и справа от пилотов. Вот они и позволили предотвратить катастрофу. При снижении скорость увеличилась и, соответственно, эффективность триммеров – возросла. Когда до земли оставалось всего 30 метров, самолёт прекратил снижение и энергично перешёл в набор высоты. Воздушное судно и члены экипажа – были спасены.

После уборки шасси и закрылков и увеличения тяги двигателей, набор высоты продолжался. На высоте 2 000 метров в режиме горизонтального полёта борттехник обнаружил рассоединение тяги руля высоты. Это значило, что кто-то вытащил шплинт, свинтил гайку с болта, а сам болт от тряски выпал во время взлёта. Соединение на скорую руку было восстановлено, и экипаж – благополучно завершил полёт.

Спустя полгода в актовом зале штаба 14-й отдельной армии ПВО, командующий, зачитывая Указ о награждении лётчика–инспектора подполковника Ельцова, на некоторое время замолчал. Затем покачал головой и продолжил: «…За успехи в боевой и политической подготовке, наградить орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР, III степени».

То ли время было такое, то ли в более высоких инстанциях не решились признать диверсией тот случай в Норильске. К сожалению, этой банальной формулировкой в Указе был обесценен героический поступок Михалыча и всех членов экипажа. Ведь был спасён дорогостоящий самолёт и семь человеческих жизней!

В последствии, ни в одном официальном документе не был отражён этот случай, который мог привести к непоправимому, если бы не решительность и высочайший профессионализм экипажа. Только командующий авиацией ПВО генерал Андреев прислал Михалычу и каждому члену экипажа благодарственное письмо, в котором отметил, что все проявили мужество, выдержку и высокую выучку при серьёзном отказе системы управления самолётом.

Подобный случай имел место и на аэродроме Ступино в 1978 г. Тогда Ан-8 при взлёте также набрал высоту 150 м, затем снизился до 30 м, потом попытался перейти в набор высоты до 300 м. А после – резко стал снижаться вплоть до встречи с землёй. Весь экипаж погиб. Одним из тех, кто готовил самолёт к вылету, был как раз тот авиатехник, который спустя некоторое время после катастрофы перевёлся по службе в Норильск. В тот злополучный день, 18 октября 1988-го, он участвовал в подготовке к полёту Ан-12 на аэродроме Алыкель.

Эта диверсия долгое время расследовалась компетентными органами. Подозрения пали на указанного мной авиатехника. Но доказательства были косвенными и вину этого человека так и не доказали. И дело потихоньку «закрыли».

Ежегодно 18 октября Михалыч и члены спасённого экипажа поздравляют друг друга со вторым днём рождения. К сожалению, трое авиаторов уже ушли из жизни. Но живые – свято чтут традицию.

В 1994 г. Александр Михайлович удостоен звания «Заслуженный военный лётчик Российской Федерации». Его он получил первым из военных лётчиков , проживающих в городе Обь. Награждал нашего земляка в Москве лично Главнокомандующий войсками ПВО генерал-полковник Виктор Прудников. Некоторые ветераны должны помнить его как начальника авиации Толмачёвской дивизии ПВО.

Ельцов уволился в запас по организационно-штатным мероприятиям. Но до сих пор активно участвует в различных мероприятиях, связанных с его многолетней службой в авиации.

Супруга Михалыча, Лидия Константиновна, проработала в Оби заведующей аптекой № 142 более 30 лет. Из них четыре года – директором местного филиала ГУП НСО «Фармация». Многие обчане хорошо знают эту скромную, отзывчивую и обаятельную женщину. В те годы горожане так и называли 142 –ю «Лидина аптека».

Читайте также:

Темы: , , , , , , , , ,