Политика

«Прямые» выборы мэра Новосибирска: отменять или оставить? Мнения политиков, социологов и экспертов

Главное:

Одной из самых обсуждаемых тем в Новосибирском политическом сообществе  последних месяцев, стала отмена прямых выборов мэра. Политические эксперты и представители депутатского сообщества региона делятся своими соображениями по данному вопросу. В сложившейся в Новосибирске ситуации, по управлению городским хозяйством, для многих экспертов институт сити-менеджера, видится более эффективным инструментом управления городом.

"Прямые" выборы мэра Новосибирска: отменять или оставить? Мнения политиков, социологов и экспертов
© Фото: архив VN.ru

Одной из самых обсуждаемых тем в Новосибирском политическом сообществе последних месяцев, стала отмена прямых выборов мэра. Политические эксперты и представители депутатского сообщества региона делятся своими соображениями по данному вопросу. В сложившейся в Новосибирске ситуации, по управлению городским хозяйством, для многих экспертов институт сити-менеджера, видится более эффективным инструментом управления городом.


«Технологическое, а не демократическое решение»

Явные сбои и регулярно возникающие проблемы в управлении городским хозяйством Новосибирска, которые еще отчетливей проявились в прошедшем году, снова подняли обсуждение темы перехода к институту сити-менеджера. В частности зампред Законодательного Собрания Новосибирской области Наталья Красовская в своем Telegram-канале поделилась соображениями по данному вопросу. Так по ее мнению назначение сити-менеджера исключает политтехнологичекие манипуляции при выборе градоначальника, что по ее мнению стало ключевым фактором в выборах мэра Новосибирска в ходе последних компаний. В последних выборах мэра участвовало немногим более 10% избирателей, напоминает Красовская, «можно ли это назвать прямым волеизъявлением избирателей? Отнюдь нет. Это технологическое, а не демократическое решение» — пишет зампред Заксобрания Новосибирской области.

Наталья Красовская.
© Фото: ВЕДОМОСТИНСО.рф

В тоже время, в назначении главы города из числа избранных депутатов она видит ряд существенных плюсов.

«Посмотрим на другую сторону вопроса — возможность избрания сити-менеджера депутатами. Во-первых, на конкурс допускаются только обладающие определенным набором компетенций участники. Это в какой-то степени даёт гарантии, что рычаги управления получит подготовленный и способный к осуществлению крайне непростого функционала человек. Второе — депутаты избираются в реальной ситуации политической конкуренции. И большое количество неожиданных результатов на округах тому доказательство».

Сити-менеджер VS мэр

Схожего мнения по вопросу назначения сити-менеджера придерживается и Депутат Госдумы от Новосибирской области Игорь Антропенко. По его мнению институт сити-менеджеров является  оптимальной моделью управления крупными городами в современной России.

Игорь Антропенко.
© Фото: VK.com/igor.antropenko

«Во-первых, сити-менеджер – не связанный напрямую с политической борьбой лидер. Ему легче принимать решения, не популистские и не лоббирующие партийные интересы. Во-вторых, сити-менеджера выбирает конкурсная комиссия, в ее состав входят представители губернатора. Стало быть, можно считать сити-менеджера частью управленческой команды руководителя региона. Таким образом, пропадает конкуренция и напряженность в отношениях между городской и областной властью. В-третьих, механизм смены наемного сити-менеджера проще, чем избранного всенародным голосованием мэра, а это мотивация для чиновника работать лучше».

По словам Игоря Антропенко, речь идет о реформах, которые являются результатом неудовлетворенности горожан сложившейся ситуацией.

«Я получаю множество обращений, в которых граждане критикуют действующее положение вещей. Нужно что-то менять. Разумеется, универсальной системы нет, в каждой есть свои плюсы и минусы. Но введение института сити-менеджера позволит решить проблемы дорожного и коммунального хозяйства. Взглянув по-новому, с новыми идеями и достижениями современного менеджмента на текущие проблемы города многое можно будет изменить» — делится соображениями депутат Государственной Думы.

«Хуже не будет»

Доктор социологических наук, руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов уверен: выборная власть не является гарантом защиты института местного самоуправления.

Константин Антонов.
© Фото: VN.ru

Глава муниципального образования в Новосибирске осуществляет хозяйственно-распорядительные функции, поделился своим мнением с читателями портала «Сибкрай» Антонов. В отмене процедуры прямых выборов для самих новосибирцев он видит ряд преимуществ.

В частности, усиливается роль и значение горсовета, в полномочия которого входит контроль за работой избранного мэра, который в любой момент может быть отправлен в отставку.

«А городской совет – это и есть местное самоуправление, поскольку его представители избираются и напрямую зависят от мнения своих избирателей»,

– говорит Константин Антонов.

Социолог предположил, что решение об изменении организации власти в Новосибирске будет принято уже в 2023 году. Руководитель Сибирского филиала ФоРГО отметил: «Совершенно логичным выглядит история, когда претендент на пост губернатора пойдет на выборы уже с кандидатурой нового главы города, которого он предложит, согласует с горсоветом и возьмет за него и за город персональную ответственность».

«Импульс к улучшению условий жизни новосибирцев»

Свое мнение на эту тему высказал и председатель Новосибирской областной общественной организации ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Виктор Леонов:

«Уровень управления жизнедеятельностью в таком крупном мегаполисе, как Новосибирск, наглядно характеризует необходимость постоянного совершенствования законодательства по формированию городских муниципальных органов, способных обеспечивать развитие в современных условиях.

Виктор Леонов.
© Фото: газета «Советская Сибирь»

Существующее в Новосибирске выборное законодательство в виде прямых выборов мэра – а таких региональных центров осталось в России шесть – настоятельно требует адаптации к нынешним российским экономическим условиям.

Созданное ранее на основе партийной соревновательности, по аналогии с западным законодательством, оно стало неинтересно избирателям и населению города в целом. Об этом говорит их участие в этом процессе: 2009 год явка 50 процентов, 2019 – чуть более 20. Вот он, уровень участия горожан в выборах мэра от числа всех избирателей.

Переход к системе конкурсной процедуры выборов главы города позволил бы решить несколько важных для города вопросов:

• во-первых, отобрать подготовленные управленческие кадры к решению хозяйственных вопросов, определяющих дальнейшее развитие города,

• объединить усилия представительной и исполнительной власти города в ответственности перед горожанами,

• повысить контроль и ответственность за участие правительства области в развитии территории областного центра.

На мой взгляд, переход к этой системе формирования исполнительной власти города Новосибирска, города-миллионника, несомненно, даст новый импульс к ускоренному и эффективному решению накопившихся проблем в городском хозяйстве, улучшению условий жизни новосибирцев».

Напомним, в декабре-2022 в Томске было принято решение избирать мэра города не прямым голосованием всех томичей, а депутатами на специальной сессии горсовета. Причем это не отдельная инициатива, а общая политическая тенденция в России. Прямые выборы мэров сохранились в Хабаровске, Абакане, Новосибирске, Анадыре, Улан-Удэ и Якутске.

К слову, на прошлой неделе Общественная палата Новосибирской области высказалась за изменения в управлении региональным центром. 

Раздел: Политика
Темы: , , ,