Одной из самых обсуждаемых тем в Новосибирском политическом сообществе последних месяцев, стала отмена прямых выборов мэра. Политические эксперты и представители депутатского сообщества региона делятся своими соображениями по данному вопросу. В сложившейся в Новосибирске ситуации, по управлению городским хозяйством, для многих экспертов институт сити-менеджера, видится более эффективным инструментом управления городом.
Явные сбои и регулярно возникающие проблемы в управлении городским хозяйством Новосибирска, которые еще отчетливей проявились в прошедшем году, снова подняли обсуждение темы перехода к институту сити-менеджера. В частности зампред Законодательного Собрания Новосибирской области Наталья Красовская в своем Telegram-канале поделилась соображениями по данному вопросу. Так по ее мнению назначение сити-менеджера исключает политтехнологичекие манипуляции при выборе градоначальника, что по ее мнению стало ключевым фактором в выборах мэра Новосибирска в ходе последних компаний. В последних выборах мэра участвовало немногим более 10% избирателей, напоминает Красовская, «можно ли это назвать прямым волеизъявлением избирателей? Отнюдь нет. Это технологическое, а не демократическое решение» – пишет зампред Заксобрания Новосибирской области.
В тоже время, в назначении главы города из числа избранных депутатов она видит ряд существенных плюсов.
«Посмотрим на другую сторону вопроса – возможность избрания сити-менеджера депутатами. Во-первых, на конкурс допускаются только обладающие определенным набором компетенций участники. Это в какой-то степени даёт гарантии, что рычаги управления получит подготовленный и способный к осуществлению крайне непростого функционала человек. Второе – депутаты избираются в реальной ситуации политической конкуренции. И большое количество неожиданных результатов на округах тому доказательство».
Схожего мнения по вопросу назначения сити-менеджера придерживается и Депутат Госдумы от Новосибирской области Игорь Антропенко. По его мнению институт сити-менеджеров является оптимальной моделью управления крупными городами в современной России.
«Во-первых, сити-менеджер – не связанный напрямую с политической борьбой лидер. Ему легче принимать решения, не популистские и не лоббирующие партийные интересы. Во-вторых, сити-менеджера выбирает конкурсная комиссия, в ее состав входят представители губернатора. Стало быть, можно считать сити-менеджера частью управленческой команды руководителя региона. Таким образом, пропадает конкуренция и напряженность в отношениях между городской и областной властью. В-третьих, механизм смены наемного сити-менеджера проще, чем избранного всенародным голосованием мэра, а это мотивация для чиновника работать лучше”.
По словам Игоря Антропенко, речь идет о реформах, которые являются результатом неудовлетворенности горожан сложившейся ситуацией.
«Я получаю множество обращений, в которых граждане критикуют действующее положение вещей. Нужно что-то менять. Разумеется, универсальной системы нет, в каждой есть свои плюсы и минусы. Но введение института сити-менеджера позволит решить проблемы дорожного и коммунального хозяйства. Взглянув по-новому, с новыми идеями и достижениями современного менеджмента на текущие проблемы города многое можно будет изменить» – делится соображениями депутат Государственной Думы.
Доктор социологических наук, руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов уверен: выборная власть не является гарантом защиты института местного самоуправления.
Глава муниципального образования в Новосибирске осуществляет хозяйственно-распорядительные функции, поделился своим мнением с читателями портала «Сибкрай» Антонов. В отмене процедуры прямых выборов для самих новосибирцев он видит ряд преимуществ.
В частности, усиливается роль и значение горсовета, в полномочия которого входит контроль за работой избранного мэра, который в любой момент может быть отправлен в отставку.
«А городской совет – это и есть местное самоуправление, поскольку его представители избираются и напрямую зависят от мнения своих избирателей»,
– говорит Константин Антонов.
Социолог предположил, что решение об изменении организации власти в Новосибирске будет принято уже в 2023 году. Руководитель Сибирского филиала ФоРГО отметил: «Совершенно логичным выглядит история, когда претендент на пост губернатора пойдет на выборы уже с кандидатурой нового главы города, которого он предложит, согласует с горсоветом и возьмет за него и за город персональную ответственность».
Свое мнение на эту тему высказал и председатель Новосибирской областной общественной организации ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Виктор Леонов:
“Уровень управления жизнедеятельностью в таком крупном мегаполисе, как Новосибирск, наглядно характеризует необходимость постоянного совершенствования законодательства по формированию городских муниципальных органов, способных обеспечивать развитие в современных условиях.
Существующее в Новосибирске выборное законодательство в виде прямых выборов мэра – а таких региональных центров осталось в России шесть – настоятельно требует адаптации к нынешним российским экономическим условиям.
Созданное ранее на основе партийной соревновательности, по аналогии с западным законодательством, оно стало неинтересно избирателям и населению города в целом. Об этом говорит их участие в этом процессе: 2009 год явка 50 процентов, 2019 – чуть более 20. Вот он, уровень участия горожан в выборах мэра от числа всех избирателей.
Переход к системе конкурсной процедуры выборов главы города позволил бы решить несколько важных для города вопросов:
• во-первых, отобрать подготовленные управленческие кадры к решению хозяйственных вопросов, определяющих дальнейшее развитие города,
• объединить усилия представительной и исполнительной власти города в ответственности перед горожанами,
• повысить контроль и ответственность за участие правительства области в развитии территории областного центра.
На мой взгляд, переход к этой системе формирования исполнительной власти города Новосибирска, города-миллионника, несомненно, даст новый импульс к ускоренному и эффективному решению накопившихся проблем в городском хозяйстве, улучшению условий жизни новосибирцев”.
Напомним, в декабре-2022 в Томске было принято решение избирать мэра города не прямым голосованием всех томичей, а депутатами на специальной сессии горсовета. Причем это не отдельная инициатива, а общая политическая тенденция в России. Прямые выборы мэров сохранились в Хабаровске, Абакане, Новосибирске, Анадыре, Улан-Удэ и Якутске.
К слову, на прошлой неделе Общественная палата Новосибирской области высказалась за изменения в управлении региональным центром.
Правительство региона представило законопроект о бюджете на ближайшие три года. Его единогласно приняли в первом…
Делегация региона посетила XVIII Международный форум и выставку «Транспорт России» в Москве.
Делегация Новосибирской области, возглавляемая Губернатором Андреем Травниковым, принимает участие в XVIII Международном форуме и выставке…
Новосибирский дилер сельскохозяйственной техники «Техпромторг» стал участником национального проекта «Производительность труда». Компания усовершенствует услуги сервисной…
Новосибирск стал обладателем пяти новых автобусов марки НЕФАЗ. Их приобрели благодаря поддержке областного правительства и…
Жители села Плоское в Сузунском районе теперь могут рассчитывать на более доступную медицинскую помощь. В…