В юбилейный для Новосибирской области год Толмачевской средней школе № 61 исполняется шестьдесят лет. В августе 1962 года она была сдана в эксплуатацию, а 1 сентября первоклашки перерезали красную ленточку, входя в просторный вестибюль, еще пахнущий свежей краской. Директором новой школы стал Михаил Иванович Борисюк. О нем и пойдет речь.
Михаил Иванович был не первым директором школы в Толмачево, если учитывать, что с 1913 года в селе была церковно-приходская школа, а после Октябрьской революции – сельская семилетка. Они и положили начало образованию в Толмачево.
Заведующим и Законоучителем церковно-приходской школы с 1913- (?)* был священник Володин Николай Артемьевич. Семилетнюю школу с (?)* – по 1954 г. возглавляла Жилинская Зинаида Семеновна. С 1957 – 1958 учебный год – Чубченко Анна Александровна, а с 1958 – 1962 – Шевченко Михаил Павлович (учитель математики). Но появившееся в 1962 г. трехэтажное кирпичное здание школы – это и новая страница в истории образования на селе, и возможности для учеников, и новые традиции…
Вот в эту школу с повышенными требованиями к кандидатам принимал Михаил Борисюк (сам только что назначенный руководителем) высококвалифицированных специалистов, которые и составили костяк мощного педагогического коллектива, прославившего Толмачевскую 61-ю на весь Новосибирский район. Знали о школе не понаслышке и в области. Выпускники становились успешными студентами лучших вузов не только Новосибирска, но и всей России.
Учитель математики, двадцать один год из своего внушительного педагогического стажа проработавшая завучем в этой школе, Людмила Яковлевна Кравцова, сегодня с особой теплотой вспоминает 61-ю школу. Училась Люда Тараданова (девичья фамилия) еще в старенькой семилетке. Восьмой класс заканчивала в деревянном здании 26-й школы (на ул. Олега Кошевого), а в девятый и десятый ходила в «шестидесятку». После окончания института, в 1967 г., по распределению попала в Толмачевскую 61-ю, о чем никогда не жалела.
Людмила Яковлевна помнит, что семья директора жила на ул. Школьной,1. Это – в минуте ходьбы от дома до школьного крыльца. Но рабочий день директора часто начинался еще до рассвета в школьной кочегарке, где частенько «квасили» местные кочегары, и их приходилось приводить в чувство. Мама Михаила Ивановича Татьяна Андреевна работала в школе ночным сторожем и постоянно проверяла состояние «истопников». Иногда и ей приходилось кидать уголь в топку, чтобы не “заморозить” школу зимой. Доводилось этим заниматься и самому Михаилу Ивановичу, а иногда помогали и его дочери: Ирина, Тамара и Елена. Наутро кочегаров могли и уволить, но проспавшиеся «работяги» приходили через несколько дней с покаянием и обещанием «больше ни-ни…». Проходило время и все повторялось…
Хорошо помнит Людмила Яковлевна, как давала задачи повышенной сложности способным ребятам-старшеклассникам: Володе Шевнину, Вите Кичапину, Леше Лаврову, Борису Каштанову… А пока они ломали голову над решением, объясняла материал остальным ученикам класса. Однажды после уроков, в ее кабинет зашел Борисюк, взял портфель молодой математички и куда-то пошел с ним.
-Это мой портфель? Куда вы его понесли? – возмутилась Людмила Яковлевна.
-Пойдем, я покажу тебе твое новое место работы.
Новым местом оказался кабинет завуча.
-Я с этой должностью не справлюсь. Кого я буду учить? Педагогов, которые опытнее меня?
– Справишься…
К претендентам на вакантные должности Михаил Иванович относился с определенной предвзятостью: внимательно смотрел, как внешне выглядит учитель, как говорит, как держится…И, несмотря на то, что по натуре был очень добрым, но при этом весьма требовательным. И любого человека видел насквозь.
Однажды Людмила Яковлевна напросилась в свой класс на урок истории. С собой прихватила пачку дневников на проверку. Но ни одного дневника она тогда так и не проверила. Сидела и с открытым ртом слушала учителя. Ни в одном учебнике по истории она ничего подобного не читала. Ученики тоже слушали историка, затаив дыхание.
Людмила Михайловна Ляш пришла на работу в 1962 г. Ее приняли воспитателем в школьный интернат (располагался в бывшем помещении церковно-приходской школы) и учителем русского языка в 5 Д класс. Беседуя с ней, Михаил Иванович объяснил, что для интернатских она должна быть и мамкой, и нянькой. В начале учебного года в интернате насчитывалось 90 человек. Это дети из Алексеевки, Красноглинного и домов, располагавшихся недалеко от ТЭЦ-2. Ребятишки уезжали домой только на воскресенье. Чтобы вовремя их разбудить и отправить на уроки, Людмила Ляш приходила к семи часам утра пешком из авиагородка, прихватив с собой маленькую дочь Ирину.
Занимались в интернате и воспитательной и организационной работами. Во вторую смену воспитателем работала учитель начальных классов Зоя Максимовна Рогачева. Если менялись с ней сменами, то домой возвращалась за полночь: отбой в 22.00, пока угомонишь каждого и до дома дойдешь, уже ночь на дворе.
Директора школы Людмила Михайловна вспоминает с благодарностью не только как руководителя, но и как чуткого душевного человека. Когда у нее болела мама, он отпускал без лишних вопросов. Если нужно было позаботиться о маленькой Иринке, обязательно находилось компромиссное решение. На восьмидесятилетнем юбилее бывшего директора у Людмилы Михайловны появилась возможность лично поблагодарить этого замечательного человека за доброту, житейскую мудрость и внимание.
Лена Перепелкина (Кабанова), Таня Овсянникова (Букина), Люба Кузнецова (Кулик), Наташа Котельникова (Хохолко) и другие в 1962 г. учились в 5Д классе. Давно уже вырастили они своих детей и внуков, многие из которых также как и их бабушки окончили Толмачевскую школу № 61. Директора своего вспоминают и как прекрасного историка, который буквально влетал в их класс (таким энергичным и активным он был), когда их учитель истории болела.
Будущий муж Тани Овсянниковой учился в параллельном классе. Когда мальчишки-старшеклассники начали тайком покуривать, прятались от учителей за углом школы. Однажды, откуда ни возьмись, пробегая мимо, их увидел Михаил Иванович. Быстро перечислив курильщиков по именам и фамилиям, подозвал к себе. Через минуту «курильщики» оказались командированными в кочегарку – кидать уголь. Много лет спустя Таню Овсянникову (тогда уже Букину) какой-то лихач – водитель облил грязью возле остановки общественного транспорта.
– Ну и кому ты теперь такая нужна?- услышала знакомый голос. Подняла глаза и увидела улыбающегося Борисюка.
– Ну почему Вы так говорите, Михаил Иванович?
– Откуда меня знаешь?
– Я же Ваша ученица – Овсянникова!
-Таня?!
Оказалось, живут в одном доме, только в разных подъездах. До конца жизни Михаил Ивановича Букины приходили в гости к своему учителю.
Ольга Перепелкина (Ткалич) тоже вспоминает уроки истории директора. По ее искреннему убеждению, он мог бы дать фору вузовским преподавателям, у которых довелось ей учиться после школы. Примеры к каким-то историческим событиям были всегда понятными, житейскими. Факты Михаил Иванович приводил не те, о которых можно было прочитать в учебнике, а из других источников.
Крылатая фраза Борисюка, адресованная разгильдяям: «Нечего штаны протирать – на социалистические поля! Приносить пользу!» – навсегда запомнились.
Отец Ольги и Елены Перепелкиных Борис Федорович возглавлял школьный родительский комитет. Он с удовольствием общался с Михаилом Ивановичем в разных ситуациях и высоко ценил его организаторские способности. Большая редкость, когда один человек сочетал в себе качества хорошего хозяйственника и уникального педагога.
Первоклассник 1962 г. Борис Каштанов до сих пор помнит, как его одноклассникам доверили перерезать красную ленточку перед входом в новую школу. Они, тогда еще совсем малыши, не привыкшие ходить строем, прошли через вестибюль и весь так называемый «темный коридор» к сквозному пожарному выходу. Впереди шла Лена Шадрова и Боря постоянно наступал ей на пятки…
Однажды уже в средних классах Борис с Лешей Лавровым смастерили дымовую шашку и запустили ее на втором этаже. Михаил Иванович безошибочно выявил юных «химиков» и кара оказалась неминуемой. Спасло то, что оба хулигана брали первые места по математике и на районных, и на областных олимпиадах. А еще, теперь уже Борис Николаевич, хорошо помнит, что бегающих по коридору пацанов директор отправлял кидать уголь в кочегарку. И вот что странно: никто не обижался. И порядочные люди выросли из тех ребят. Получили достойное образование и хорошие профессии. И директора своего с благодарностью вспоминают всю жизнь.
*- Точные годы не сохранились в архивах.
Ранее мы рассказывали, как в годы Великой Отечественной войны в действующей армии находилось свыше двухсот пятидесяти операторов. Один из них — Валентин Владимирович Быстрых — родной дядя обчанки Аиды Владимировны Пиминовой. Подробнее – в нашей исторической рубрике, приуроченной истории Новосибирской области и ее 85-летнему юбилею.
Во время рабочей поездки замгубернатора региона Константин Хальзов посетил обновленное неврологическое отделение Новосибирской областной клинической…
В регионе активно продолжается капитальный ремонт и модернизация школьных учреждений в рамках государственной программы РФ…
Их общая ёмкость — 150 кубометров. Данные резервуары необходимы для постоянной подачи воды от скважины…
В Новосибирске школьники получат возможность бесплатно пользоваться муниципальным общественным транспортом.
Вторая муниципальная премия «Служение» открыла регистрацию. Это своего рода профессиональный конкурс для муниципальных служащих, который…
Напомним, 16-22 декабря – неделя популяризации здорового питания. О вредных и полезных сладостях поговорили с…