Культура Новости региона

«С лейкой и блокнотом…»: как работали кинооператоры Великой Отечественной Войны

Валентин Владимирович Быстрых с кинокамерой. © Фото: архив читательницы «Аэро-Сити» Аиды Пиминовой

В годы Великой Отечественной войны в действующей армии находилось свыше двухсот пятидесяти операторов. Один из них — Валентин Владимирович Быстрых — родной дядя обчанки Аиды Владимировны Пиминовой. О нем и пойдет речь в нашей исторической рубрике, приуроченной истории Новосибирской области и ее 85-летнему юбилею.


«От Москвы до Бреста нет такого места,

Где бы ни скитались мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли…»

Эти знаменитые строки Константина Симонова дают представление о работе кинооператоров во время Великой Отечественной войны.

Фронтовик, советский писатель и поэт Константин Симонов сам прошел войну «с лейкой и блокнотом…» и хорошо понимал, что кадры, запечатлённые на киноплёнке — летопись подвигов нашего народа.

Сегодня эти видеоматериалы не знают себе равных по значимости и достоверности. Все это — результаты труда фронтовых кинооператоров. Благодаря самоотверженности, таланту, солдатскому героизму, а иногда и самой их жизни, мы можем заглянуть в историю, ставшую эпохальной.

В действующей армии находилось 282 советских кинооператора. Один из них — Валентин Владимирович Быстрых — родной дядя жительницы города Оби Аиды Владимировны Пиминовой.

Валентин Быстрых.
© Фото: архив читательницы «Аэро-Сити» Аиды Пиминов

Базировались операторы при штабах фронтов, но большинство из них находились непосредственно в соединениях и частях на передовой. Незамедлительное прибытие на место развёртывающихся боевых операций, выделение из всего многообразия обширного материала главного узла в скоротечном развитии событий – необходимые условия успешных действий фронтового оператора. Именно таким и был многократно раненый Валентин Быстрых.

Родился он 27 июля 1911 года в городе Лысьва (Пермская губерния, Российская империя). В начале тридцатых окончил кинофототехникум, а в 1935 г. — Ленинградский институт киноинженеров. С 1935 по 1971 годы — оператор на киностудии Леннаучфильм. На войну ушел в самом ее начале. Защищал город Ленинград, где в блокаде осталась красавица-жена Анна. За оборону города-героя Быстрых получил одноименную медаль. После прорыва блокады советские войска продолжили наступательное движение, и все чаще из старенького радиоприемника можно было услышать голос легендарного Левитана: «…нашими войсками освобождены от врага города и села…»
Валентин Быстрых воевал и на Белорусском фронте. И даже дошел до Берлина! Это было настоящее чудо, что остался в живых. Но в своем теле он носил шесть осколков. Врачи в госпиталях каждый раз с неимоверным трудом буквально возвращали его к жизни, а вместе с ним и тысячи других раненых.

Валентин Быстрых с сослуживцами. Германия, май 1945 года.
© Фото: архив читательницы «Аэро-Сити» Аиды Пиминовой

После Победы Валентин Быстрых продолжил работать на Ленфильме. Лично знал многих популярных в те годы актеров, дружил с Евгением Жаровым. В его фильмографии три работы в трех крупных проектах. В истории кинемотографии остался как советский оператор документального кино, член Союза кинематографистов СССР. Двое сыновей Валентина Быстрых Сергей и Андрей тоже стали кинооператорами. Оба живут со своими семьями в Санкт-Петербурге.

Участник ВОВ Валентин Быстрых награжден орденами и медалями, в числе которых Орден Красной Звезды (1943), медали «За оборону Ленинграда»,  «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», Орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Валентин Быстрых. Германия, май 1945 года.
© Фото: архив читательницы «Аэро-Сити» Аиды Пиминовой

В 1989 г. Валентин Владимирович написал статью «Из записных книжек кинооператора» (в сборнике «Научно-популярное кино», опубликованной в 1991 г.).

Вышедший недавно на экраны фильм «Первый Оскар» — военная драма о фронтовых операторах, снявших битву за Москву — настоящий блокбастер о силе искусства и о том, как кино способно зафиксировать историческую правду. Ведь не все операторы хотели отправиться в эвакуацию, некоторые жаждали попасть в центр сражений и снимать там хронику. Фильм этот вольно или невольно комментирует состояние патриотического кино в современной России.