Новости региона Экология

Перезагрузка «мусорной реформы»

© Фото: Пресс-служба Законодательного Собрания Новосибирской области

На совместном заседании бюджетного и строительного комитетов Законодательного Собрания Новосибирской области депутаты проанализировали ошибки, допущенные при создании и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.


Недавно Правительством области расторгнуто концессионное соглашение, заключенное в 2016 году между регионом и ООО «Экология-Новосибирск». Направлено оно было на возведение двух крупных мусоросортировочных комплексов и двух полигонов на территории Новосибирской агломерации. Депутатов интересовали финансово-экономические и правовые последствия расторжения.

Из докладов министра экономического развития Льва Решетникова и министра ЖКХ и энергетики НСО Дениса Архипова следовало: соглашение расторгнуто обоюдно, дополнительных условий по нему нет.

Зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко.
© Фото: Пресс-служба Законодательного Собрания Новосибирской области

Однако, парламентарии не согласны с такими выводами. Зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко напомнил, что эта концессия касалась почти 80% всего мусора в регионе, на нем и строилась реформа.

— Уже с лета 2017 г. стало понятно, что эту концессию мы не реализуем. Но пять лет ее не расторгали. Концессионер, как собака на сене, держал два участка, ничего не строил и не давал другим инвесторам зайти. Все наши программы рушились, хотя уже в 2019 г. должны были сортировать на двух этих мусорных полигонах 400 тысяч тонн мусора, — заявил Агеенко.

Председатель Заксобрания Андрей Шимкив.
© Фото: Пресс-служба Законодательного Собрания Новосибирской области

— Это все нас волнует, – взял слово председатель Заксобрания Андрей Шимкив. – Пять лет звучали жесткие выступления депутатов, еще более острые вопросы задавали жители, в ответ — успокаивающие речи чиновников. Сегодня варианты решения есть. Мы обговаривали это и с Губернатором Андреем Травниковым, и с его замом Сергеем Сёмкой. Услышали, что концессионер, на чем и настаивали депутаты, будет не один, произойдет деление на несколько концессий. Но время упущено — это факт. Считаю, что группа компаний должна извиниться перед населением региона.

О планах депутатам рассказал министр Денис Архипов. Создание объектов инфраструктуры предполагается в 14 районах. В рамках госпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области» за счет бюджетных ассигнований запланированы несколько мероприятий. В 2022 г. — строительство полигона в Болотнинском районе в рамках муниципальной концессии, проектирование и возведение пяти площадок временного накопления отходов еще в пяти районах. Контракты заключены, работы ведутся. В 2023 г. — проектирование и строительство площадок временного накопления отходов еще в трех районах. В 2024 г. – столько же.

Этот анонс вызвал дискуссию. По мнению ряда парламентариев, предлагаемое Правительством развитие событий не обещает качественного скачка в решении проблемы.

— Построили за три года на областные и федеральные деньги ледовый дворец – почему бы и инфраструктуру для системы ТКО не создать за бюджетные деньги. Зачем ждать мусорного коллапса, когда можно все держать в областных руках? – высказал позицию многих депутат Дмитрий Козловский. — Почему мы не рассматриваем создание собственного регоператора? – интересуется Константин Антонов.

Прозвучали конкретные предложения.

— Необходимо разбить полигоны на отдельные лоты. Это понизит инвестиционный порог, повысит конкуренцию. Как следствие – снизит потенциальную нагрузку на бюджет, – уверен зампредседателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко.

Депутаты уверены: не инвестор, а Правительство НСО должно диктовать условия концессии. Необходимо увеличить количество мусоросортировочных комплексов с целью снижения экономической и экологической нагрузки на территории с двух объектов, до трёх – пяти, а также предусмотреть заключение концессий по каждому из них. В соглашении важно установить размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств, чтобы быть уверенным: инвестор в состоянии осилить создание объектов. Необходимо исключить из соглашений необоснованных и излишних бюджетных гарантий концессионеру. Все эти предложения войдут в рекомендации Правительству области. — За шесть прошедших лет мы внесли изменения в нормативные документы, в законы, – отметила зампредседателя Заксобрания Ирина Диденко. – Концессию с «ВИС» мы критиковали, но били, что называется, «по хвостам». Теперь, когда в законодательство внесены изменения – рассмотрение в Заксобрании предваряет заключение соглашения и проведение конкурсов. Принятием рекомендаций законодателей области теперь мы разделяем ответственность с исполнительной властью.