Обские новости

Сто лет под крылом самолета: город Обь отпраздновал День гражданской авиации

Сто лет под крылом самолета: город Обь отпраздновал День гражданской авиации
© Фото: архив «Аэро-Сити»

Своим появлением на карте страны город Обь обязан, в том числе, и аэропорту «Толмачево». В 1957 году из военного аэродрома вылетел первый гражданский самолет.


Визитной карточкой Новосибирска долгое время было здание аэровокзала, построенного во второй половине прошлого века. В открытках, наряду с видами оперного театра и краеведческого музея, обязательно было изображение со зданием нашего аэропорта. Теперь это фото можно увидеть только в архивах.

Немного истории

9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» и о возложении технадзора за воздушными линиями на «Главное управление Воздушного Флота». А 1 ноября 1988 года Указом Президиума Верховного Совета СССР День Аэрофлота и День Воздушного флота объединились в праздник – День Воздушного Флота СССР, а затем – в День Воздушного флота России. Традиционно 9 февраля считается Днем рождения гражданской авиации и профессиональным праздником всех работников пассажирского воздушного флота страны.

В «Толмачево» впервые в СССР, в июне 1934 года, был образован Учебно-тренировочный отряд (УТО), сегодня называющийся Центром подготовки и сертификации авиационного персонала (ЦП САП).

Перед войной, в 1937 году, образовано Западно-Сибирское управление гражданской авиации. И только спустя 20 лет начато было строительство аэропорта «Толмачево». Тогда же появилось Толмачевское авиапредприятие, существовавшее до 1991 года Затем оно распалось на четыре самостоятельных подразделения: аэропорт, включивший в себя взлетно-посадочную полосу, горюче-смазочные материалы, аэровокзал и бортпитание.

Возглавил подразделение Юрий Петрович Алаферовский; ТОИР – центр технического оснащения и ремонта самолетов ТУ-154 под руководством Станислава Николаевича Лапохи; ТГЛП – Толмачевское государственное летное предприятие, в которое вошли самолеты ИЛ-86. Им руководил Александр Александрович Виндермут. А вот службу движения возглавлял Виктор Александрович Бондарев.

Поскольку ТОИР и ТГЛП работали в тесном сотрудничестве и друг без друга не существовали, в мае 1992 года принято решение о создании авиакомпани «Сибирь». Ее руководителем был назначен, а потом и переизбран трудовым коллективом Геннадий Васильевич Куличев. С 2006 года «Сибирь» выполняет полеты под брендом S7.

На профсоюзной волне

Ветераны авиации Алексей Павлович Мусатов, Николай Николаевич Фролов, Степан Ильич Мазан, Николай Николаевич Вакула, Виктор Васильевич Шабалин.
© Фото: предоставлено Степаном Мазаном для «Аэро-Сити»

Когда «Сибирь» обрела устойчивость, летный состав решил объединиться в профсоюз, первым руководителем которого стал Алексей Павлович Мусатов. Создавался профсоюз для того, чтобы защищать социально-трудовые права и интересы его членов, а также коллективные права и интересы всех работников авиаотрасли. Годы шли, летчики, бортмеханики, инженеры, командиры воздушных судов уходили на пенсию, и возникла потребность создать профсоюз пенсионеров. Поскольку в Новосибирске два аэропорта, уже много лет работают и два дочерних профсоюза: обской и новосибирский. Наше отделение возглавляет Андрей Викторович Нефедов. Новосибирское – Виктор Васильевич Шабалин.

Нижний ряд: Александр Петрович Дунаев, Анатолий Никифорович Гаврилов, Сергей Николаевич Уханов; второй ряд — Виктор Васильевич Шабалин, справа вверху — Геннадий Трофимович Куренбин.
© Фото: предоставлено Степаном Мазаном для «Аэро-Сити»

Несколько раз в год летчики-ветераны и бывшие специалисты летного дела встречаются на своих конференциях. После официальной части, ветераны авиации собираются в неформальной обстановке за накрытым столом.

Василий Павлович Каршев и Дмитрий Андреевич Бурсуков.
© Фото: предоставлено Степаном Мазаном для «Аэро-Сити»

В этом году обчане встретились в малом зале ДК «Крылья Сибири». Повод был значимым – круглая годовщина Гражданской авиации. Старым летчикам и специалистам-авиаторам вручили юбилейные медали. Вспомнили годы службы, отданные «пятому океану», почтили память ушедших из жизни авиаторов. А потом, в кафе, дали волю личным воспоминаниям: необычные полеты, нештатные ситуации, верные товарищи.

Сергей Михайлович Сыроквашнин, Игорь Иванович Никулин, Виктор Павлович Борматов.
© Фото: предоставлено Степаном Мазаном для «Аэро-Сити»

Профсоюз сегодня, как и прежде, чествует своих именинников, не забывает о тех, кто оказывается на больничной кровати, помогает бывшим коллегам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Бессменным ведущим конференции остается в прошлом командир корабля ИЛ-86 Степан Ильич Мазан.

Валентин Сергеевич Фокин, Владимир Николаевич Козел, Владимир Михайлович Волков.
© Фото: предоставлено Степаном Мазаном для «Аэро-Сити»

Он вышел на пенсию в ноябре 2008 года практически вместе со своим лайнером, когда вернулся уже пассажиром своего же самолета, совершившего последний рейс № 176 по маршруту «Москва – Новосибирск». Самолет остался у нас в Оби на вечной стоянке, а его командир – на пенсии. Но беспокойному капитану не сиделось без дела и с 2018 года он преподает в ЦП САП. Ведь бывших летчиков не бывает.

Бортинженер Геннадий Иванович Харитонов.
© Фото: предоставлено Степаном Мазаном для «Аэро-Сити»

Напомним, что в День гражданской авиации 9 февраля 2023 года был открыт новый терминал аэропорта «Толмачево». Он занимает площадь 58 тысяч квадратных метров. В нем размещены 54 стойки регистрации, 6 телескопических трапов. В час здесь смогут обслуживать 1 844 пассажиров. В год их число может достичь отметки в 8 миллионов.

Темы: , , , , ,