Скандал

Оплатил блюдо в кафе дважды? «Знай свои права!»

© Фото: архив VN.ru

Совместно с управлением Роспотребнадзора продолжаем рубрику «Знай свои права!», где объясняем как разобраться в сложных ситуациях и рассказываем о явном нарушении прав потребителей.


ПУТАНИК-КАССИР

«Оплатила в кафе счет банковской картой – кассир ошиблась, приписав мне  лишнее блюдо; сделали возврат, но безналом, деньги приходят не сразу, а через 2-5 дней (по условиям моего банка). В итоге из-за ошибки кафе мне пришлось дважды оплатить счет! Законно ли это? Почему нельзя было вернуть деньги наличными из кассы? Или —  только за лишнее блюдо? А если бы на моем счете не нашлось бы нужной суммы для повторной оплаты?»

  • Вопросы, связанные  с  порядком денежных взаиморасчетов по  переводу денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа,  в компетенцию Роспотребнадзора не входят,  рекомендуем обратиться в Главное Управление Банка России по Новосибирской области. Вместе с тем сообщаем, что в силу требований  ч. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее- Закон), услуга должна быть оказана в  соответствии с установленными к ней  обязательными требованиями. Требованиями п. 19 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г № 1036,  установлено обязательство исполнителя оказать услугу, соответствующую условиям заказа потребителя.Неисполнение данного требования признается недостатком услуги.  В этом случае, на основании ст. 29 Закона, ст. 15 Гражданского кодекса РФ  (при наличии доказательств вины  кассира) потребитель вправе предъявить требование исполнителю о возмещении причиненных убытков в сумме, соответствующей стоимости незаказанного блюда.

НЕУДАЧНЫЙ КРЕДИТ                                       

«Купила мебель в кредит, в оговоренные сроки ее не доставили, потом вообще выявился брак, и мы расторгли договор с магазином. А чуть позже мне стали  названивать из банка, требовать оплату за первый месяц пользования кредитом. Законно ли это?»

  • Правоотношения, связанные с заключением и исполнением кредитного договора и договора купли-продажи товара, регулируются разными нормами законодательства РФ, а исполнение указанных видов гражданско-правовых сделок осуществляется независимо друг от друга. В силу требований ст. 309 Гражданского кодекса РФ,  потребитель обязан надлежащим образом исполнять свои обязательства по возврату кредитору денежных средств и соответствующих процентов,  в соответствии с условиями кредитного договора. Если данное обязательство потребителем было своевременно выполнено, то на основании  ч. 5 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

ОБЪЯВИЛИ УЛЬТИМАТУМ

«Отдал телефон в ремонт, но уже два месяца не получается его забрать – мастерская работает до 18 часов и только в будние дни. Вчера позвонили из мастерской и объявили  ультиматум: сказали, что у них – не камера хранения – если не заберу телефон сегодня, буду оплачивать за каждый день хранения по 50 рублей. Законно ли это?»

  • Согласно п. 15 Правил бытового обслуживания населения в РФ, в случае неявки потребителя за получением результата выполненной работы или иного уклонения потребителя от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном ст. 327 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, действия исполнителя неправомерны, так как им предъявлены потребителю дополнительные  требования по  оплате услуги хранения, возмещение расходов по исполнению которой, может получено после продажи  телефона.

По материалам Управления Роспотребнадзора

Больше разборов ситуаций и объяснений как их избежать читайте в рамках рубрики «Знай свои права!» — в разделе «Скандал».