Совместно с управлением Роспотребнадзора продолжаем рубрику «Знай свои права!», где объясняем как разобраться в сложных ситуациях и рассказываем о явном нарушении прав потребителей.
ОТМЕНА РЕЙСА
«Заблаговременно приобрели билеты на самолет. Через месяц авиакомпания сообщила, что рейс не состоится по техническим причинам. Теперь не хотят возвращать деньги за сборы».
- Это не правомерно. Согласно ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ, в том числе, в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. В случае вынужденного отказа от договора воздушной перевозки, провозная плата потребителю возвращается.
СКАНДАЛ В ТУРФИРМЕ
«Взял туристическую путевку, но накануне случилась проблема у родственников (экстренная госпитализация), в результате я вынужден был отказаться от поездки. По телефону переговорил с туроператором и попросил отменить поездку и вернуть деньги. Турфирма отказывается возвращать деньги категорически».
- В силу ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, к которым относятся в том числе, невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, и другие обстоятельства). При предъявлении требования об отказе от исполнения договора также следует руководствоваться ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон), в соответствии с которой, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательствпо данному договору. Если договор о реализации туристского продукта заключен Вами с турагентом, то ответственность по возврату уплаченных в счет договора денежных средств, в соответствии с вышеуказанными правилами, возлагается как на турагента (являющегося исполнителем услуги по реализации туристского продукта), так и на туроператора (являющегося, исполнителем услуг, включенных в туристский продукт). Рекомендуем требования, предусмотренные законом направить указанным лицам в письменной форме. При неудовлетворении требований либо несогласия с выставленной исполнителями суммой понесенных расходов, защитить нарушенное право можно только в суде (ч.1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст. 17 Закона).
РАЗДЕЛИСЬ В ПОДСОБКЕ
«Выходила из магазина рядом с девушкой, вдруг запищали ворота. Подошел охранник, попросил нас открыть сумки, проверил карманы, там тоже ничего, после этого отправил нас в подсобку, куда была приглашена девушка-продавец, которая заставила нас раздеться, показать нижнее белье, чтобы, якобы, доказать нашу невиновность и не вызывать полицию, после чего у другой девушки был найден краденый товар. При этом меня вместе с ней держали полтора часа в подсобке до приезда сотрудников полиции. Потом меня отпустили за неимением претензий. Правомерны ли действия сотрудников магазина в отношении меня?»
- Нет, действия сотрудников магазина неправомерны. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, личный досмотр производится в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Правом осуществлять досмотр вещей, находящихся при физическом лице, а также личный досмотр наделены только уполномоченные должностные лица в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ (должностные лица органов внутренних дел).
АВТО-ХИМИЮ НЕ ВОЗВРАЩАЕМ
«Подлежат ли автомобильные масла и авто-химия возврату, учитывая, что они относятся к товарам бытовой химии?»
- В соответствии с положениями п.7 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г №55, товары бытовой химии надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.
По материалам Управления Роспотребнадзора
Больше разборов ситуаций и объяснений как их избежать читайте в рамках рубрики «Знай свои права!» — в разделе «Скандал».